Коронавирус поставил экономику на грань кризиса

  • Дата
  • Категория
    Блог

Мир, противостоящий коронавирусу последние несколько месяцев, давно разделился на два лагеря: одни изучают проводимые исследования и открыто говорят о явно преувеличенном беспокойстве, другие же - рисуют в своем воображении постапокалиптические пейзажи и вздрагивают, едва услышав слово "вирус". Но реальность, как это обычно и случается, оказалась изобретательнее: пока мы следим за показателями градусников и соблюдаем карантинные меры, вирус, кажется, давно нашел более эффективный способ отравить жизнь миллионов людей. Мировая экономика оказалась не готова вывести на борьбу с пандемией более трети общемирового ВВП, крупные предприятия по всему миру подсчитывают серьезные убытки, однако они переносят "болезнь" гораздо проще, чем малый бизнес - кафе, рестораны, пекарни, мастерские, фотоателье и еще сотни и тысячи привычных нам уютных, вкусных, нужных мест могут не пережить пандемии. Совсем.

Анастасия Татулова, основатель сети семейных кафе "АндерСон", пришла в малый бизнес в конце 2000-х годов: ушла с поста маркетолога в крупной кондитерской компании и открыла собственное производство сладостей для офисной столовой. Все началось с одного небольшого цеха, а сегодня ее сеть «АндерСон» насчитывает 50 семейных кафе, в 2018 году принесших выручку в 2 млрд рублей. Татулова пережила войну с рейдерами и Роспотребнадзором, баллотировалась в депутаты Мосгордумы, а сегодня, как и тысячи других российских бизнесменов, переживает серьезный кризис из-за последствий пандемии коронавируса.

Анастасия Татулова:

"Я предприниматель.

Уже несколько лет я задумываюсь над тем, что это слово звучит как диагноз, а сегодня — практически как смертельный диагноз. Большинству из нас, неизлечимо больных, осталось жить несколько недель, а кому-то и дней."

Предприниматели массово подают на банкротство - для тысяч людей эта процедура стала единственным шансом сохранить хотя бы крышу над головой своей семьи. Малое и среднее предпринимательство, которому и так приходилось несладко, гибнет, и если ситуация сохранится хотя бы на протяжении еще пары недель, пласт погибнет полностью. Не у кого больше будет купить тур, программу на праздник ребенку и свежего, горячего хлеба - останутся пустые помещения. И многомиллионная армия безработных бывших предпринимателей и их бывших работников.

Это глубокий, фатальный кризис: именно такой кризис стал, к примеру, причиной революции в 1917. Сами предприниматели уверены: последствия пандемии никого не обойдут стороной, они достанут до самых надежных рабочих мест, до самых уютных и важных кресел - взрыв, подорвавший платежеспособность большой части населения и уже сейчас снизивший спрос на любые товары и услуги от маникюра до недвижимости, прокатится по всему "телу" нашей экономики.

Люди стараются относиться к ситуации как можно более позитивно, даже с юмором - страницы соцсетей пестрят забавными способами скоротать время на карантине. Однако очень важно понимать и помнить: происходящее - не шутка, не внеплановый отпуск, фактически это - необъявленное чрезвычайное положение. Примерно девять из десяти малых и средних предпринимателей не смогут снова встать на ноги, а вместе с ними те, кто трудился в их командах. А это миллионы людей, большая часть из которых, потеряв работу, попросту не справится с обеспечением семей, кредитными обязательствами и налоговой нагрузкой.

И речь, к сожалению, идет не о сохранении прослойки малого и среднего бизнеса (которая в нашей стране и так невелика), а о выживании людей, вложивших в свое дело все, что у них было, рискующих не успеть вытащить заложенное в банки собственное жилье и оставить детям и внукам не семейное дело, а кредиты, выданные на развитие бизнеса.

Не нужно быть выдающимся аналитиком, чтобы понять, что данная ситуация имеет все шансы создать серьезные проблемы не только в ближайшие месяцы, но и в гораздо более отдаленной перспективе. А российская власть, отстраненное и равнодушное отношение которой к гражданам страны стало давно привычным явлением, сделала то, чего от нее и следовало ожидать: отстранилась еще больше. Несмотря на громкие заявления о принимаемых мерах по спасению людей и экономики, система налогообложения, кредитная и зарплатная политика не претерпели никаких реальных изменений. Хочется верить, что причина такой неадекватной реакции в чудовищном социальном разрыве между населением и представителями власти и чиновничества, не позволяющем последним получить верное представление о ситуации в стране. Но чем дальше, тем крепче уверенность в том, что причина со следствием здесь явно перепутаны.

Предприниматели самостоятельно составили список мер, которые реально могут им помочь.. В него вошли предложения о снижении НДС хотя бы до 10%, обеспечении субсидий и выплат сокращенным работникам и беспроцентных кредитов на год для предпринимателей, кредитная амнистия для пострадавших отраслей (туризм, общепит и т.д.), снижение налоговой нагрузки для собственников производственных помещений на время отсутствия арендной платы. Помимо этого, открыто заявлено о необходимости переработать и усовершенствовать налоговые режимы - потребность в этом была и до карантина, но именно сейчас она стала наиболее острой.

Оказавшись в открытом доступе, данный список мгновенно вызвал бурную реакцию, и некоторая часть ознакомившихся возмутилась "наглостью" требований и желанием "ленивых бизнесменов" решить свои проблемы за счет государства. Однако ситуация такова, что пострадают не только бизнесмены, коих не так много, но и колоссальное количество простых наемных рабочих. Предприниматели, специалисты, рабочие - эти люди долгие годы платили налоги, пополняя, как мы по-прежнему надеемся, казну государства, помогая ему развиваться. И если сейчас хотя бы часть этих ресурсов не будет протянута людям, как дружеская рука помощи, у коронавируса будут не только экономические, но и социальные "осложнения".

Ситуация напоминает явление из мира шахмат под звучным названием "цугцванг", когда любой ход ухудшает ситуацию многократно, а "пропуск хода" не предусмотрен правилами игры. И при таком положении дел особенно сложно принять тот факт, что помощь не придет: ни со стороны людей и мирового сообщества ввиду отсутствия возможностей, ни от родной страны - ввиду отсутствия у нее желания помогать тем, кто исправно платил налоги, обеспечивал рабочие места и в конечном итоге поддерживал, как мог, работу всей колоссальной махины под названием "государство". Не будет ни субсидий, ни снижения налоговой нагрузки, ни пресловутого Юрьева дня, ведь идти некуда. Все те, кто считал делом чести справиться самостоятельно, а не просить помощи при первых же затруднениях, сейчас без этой помощи просто не выживут - миллионы людей останутся без работы, без крыши над головой, без средств к существованию. А правительство, привыкшее, что все справляются, просто разучилось обращать на граждан хотя бы минимальное внимание, и к невероятно тяжелому положению финансовых дел добавляется жгучее унижение от необходимости просить, как на паперти, поддержки у того, кто фактически существует за счет тебя.

За гибелью малого бизнеса последует массовая безработица, катастрофическое снижение покупательской способности, и обнищавшему населению будет просто не из чего платить налоги, идущие на поддержание крупных, жизненно важных отраслей. Но даже мысль о том, что чиновники с невероятным упорством рубят сук, на котором сидят, и глобальный крах структуры на высшем уровне - лишь вопрос времени, никак не утешает. Пандемия - не причина кризиса, она всего-навсего последняя соломинка, от которой, как известно, и ломается верблюжья спина; истинная причина - в другом, и все мы, к сожалению, хорошо о ней знаем.